Серия публикаций к 75-летию Великой Победы: Великое чувство радости

Новости

Посвящается Капиталине Завяловой…

Затуманенное наплывающей дремотой сознание прикорнувшей на дне воронки радистки Капы продолжало воспроизводить жуткие сцены вчерашнего боя: быстрое течение кроваво-красной реки несло тела погибших солдат — то поодиночке, то собирая их во вращающиеся груды.

На самодельных плотах под градом пуль отряд переправлялся через реку. Задачей его было уничтожить позиции немцев, закрепившихся на высоком противоположном берегу.

Капе были не столько страшны свистящие над ухом пули, сколько вид этого ужасного зрелища, на который она, как могла, старалась не смотреть.

Недолго продержались немцы на своих укреплениях. Под натиском ответного огня «Катюш» и самоходных орудий они отступили.

Выйдя за пределы боевых действий, отряд расположился в небольшом лесочке на отдых. Воспользовавшись передышкой, Капа, не снимая наушников, задремала. Воронка была хоть и неглубокая, но девушка чувствовала себя в ней защищенной со всех сторон. Усталость быстро сморила и расслабила тело. Но не слух. Он был начеку и фиксировал каждый звук. Вот пролетел жужжащий шмель, покружился над Капой  и скрылся в остатках травы. Налетел ветер, прошуршал обожженной листвой, что-то прошуршал дремавшей девушке и затих, как бы оберегая ее сон.

Все замерло: люди и природа отдыхали от кошмара войны, набирая силы для следующего боя.

Внезапно Капа очнулась от звучавших в эфире до боли знакомых названий городов: Ростов, Новочеркасск, Красный Сулин… Взволнованный голос Левитана перечислял города, освобождаемые от фашистов. Советская Армия переходила в наступление, громя отряды немецких захватчиков. 

Капа пулей выскочила из воронки и во весь голос закричала:

— Люди!  Братцы! Наши гонят немцев! 

Но крепко спавшие бойцы не слышали этой радостной вести. От  избытка переполнявших чувств Капа бросилась ничком на землю. Вцепившись мертвой хваткой в бугры, она целовала и обнимала землю, заливаясь слезами радости и счастья. И земля, как будто радуясь вместе с ней, отвечала мягкими толчками в грудь, вздрагивая от волн где-то взрывающихся снарядов.

Один из проснувшихся от ее криков солдат, думая, что Капа ранена, попытался поднять ее, но она в исступлении крепко держалась за выступающие кочки.

Поняв, что произошло, остальные бойцы подхватили радистку и стали на радостях подбрасывать ее высоко вверх. То взлетая к небу, то опускаясь на крепкие руки однополчан, Капа испытывала великое чувство радости от сознания того, что скоро все закончится и она вернется домой.

— Победа! Победа! — разносилось по выжженным полям и обгоревшим лесам. А голос Юрия Левитана, ставший таким родным и близким за годы войны, продолжал перечислять освобождаемые города. Это было начало приближающегося окончания Великой Отечественной войны.

…Рассказывая свои военные истории, Капиталина Яковлевна Завялова вытирает платочком наполненные слезами глаза: ее память все еще хранит картины тех жестоких боев, то неповторимое ощущение великой радости от слова «ПОБЕДА!» — чувство гордости за людей, переломивших ход войны и выигравших ее ценой своей жизни.

Евгения Килиптари.

 

Красносулинский вестник
Добавить комментарий