Это была моя стихия

Новости

У Василия Семеновича Кириченко семейная династия шахтеров в трех поколениях. Отец, которого комиссовали в 1943 году с фронта, проработал 20 лет на шахте №56. Сын, работающий сейчас строителем, пенсионер по подземному стажу (10 лет работы в шахте). 

А у Василия после школы — служба в Ракетных войсках стратегического назначения в Закарпатском военном округе. Было это рядом со Львовом, в 5 км от польской границы, с 1966 по 1969 годы. После армии — Шахтинский энергетический техникум со специальностью «техник-электрик» (вечернее отделение). И одновременно с обучением — работа в  «КЭМэлектромонтаж»: шло строительство порошкового цеха на металлургическом заводе.

В 1972-м получил диплом и пошел подземным электрослесарем на шахту «Юбилейная». А с 1974 года началась его работа подземным проходчиком. В 80-м он был уже бригадиром, и так до закрытия шахты в 2002 году.

Был период в жизни Василия Семеновича, о котором и сейчас вспоминает с удовольствием. Пришелся он на конец 80-х. И содержится в короткой фразе: «Ставили рекорды». А выражалось это вот в чем. Приходили на работу и сразу из рук в руки передавали перфоратор. И так изо дня в день, от смены к смене. Никаких разговоров, никаких перекусов! Да и тратить время на обед им тогда и не хотелось.

Температура породы — 36-38 градусов С, так что в шахте жара стояла невыносимая. Бывали случаи, когда при работе взрывников разъединялась от ударной волны вентиляционная труба, и кондиционерам нечего было охлаждать. В таких ситуациях качество воздуха в шахте резко падало, и бывали случаи, когда горняки теряли сознание.

Конечно же, так бывало и в обычных, не рекордных условиях, а в случае особо напряженной работы… Но и результат был лучший по стране: при норме 180-185 м одним забоем проходили за месяц 400 м. Это был максимум по Советскому Союзу. Самое удивительное, что рекорд этот ставили, работая на ППМ — первой советской породопогрузочной машине. Старенькой, не механизированной, но дающей в работе отличнейшие результаты.

Так вот, в Москве, в  павильоне угольной промышленности ВДНХ был в то время размещен стенд с рассказом и фотографиями об этих     достижениях. Василий Семенович и сейчас, вспоминая, говорит, какая радость и гордость   захлестнули, когда он все это увидел.

На вопрос о том, какая же была цель этих рекордов, Василий Семенович ответил: «Цель —    показать, что одним забоем, одной ППМ можно было проходить такие расстояния за месяц».

Вспоминает он и тех, с кем пришлось работать   рядом: Анатолия Сангурова, Алексея Лобанова,     Владимира Берина.

У Василия Семеновича много грамот и благодарностей. Но основными наградами считает следующие: лауреат ВДНХ (серебряная медаль), орден Трудовой Славы III степени, нагрудный знак «Почетный механизатор угледобывающей промышленности» (этот знак давали очень редко).

После закрытия шахты решил вернуться к изначальной профессии — электрика. Проработал до начала эпидемии коронавируса — до 2019 года. Так что рабочий стаж у Кириченко огромен — 50 лет!

Что сейчас? Сейчас сад, внуки… Работы более чем достаточно. У Василия Семеновича и его жены Юлии Леонидовны (она работала в ОТК на СМЗ) два сына, три внучки,  внук, и уже есть правнук и правнучка. Василий  Семенович шутит: «В семьдесят жизнь только начинается — внуки для этого дают ощутимый толчок».

А на вопрос о том, представил бы он себя на другой работе, ответил: «Я так привык к шахте! Этот непередаваемый запах сырости, древесины… Все отточено, ты знаешь до мелочей, что делать. Да разве можно было представить себя на другой работе? Это была моя стихия!».

Лидия Егорова.




Красносулинский вестник
Добавить комментарий