Чего стоят телефонные «удочки»?

Чего стоят телефонные «удочки»?

Все современные мошенники не нападают на вас в темном переулке и не отнимают деньги, а вы сами, да, своими собственными руками и по доброй воле переводите им средства. Злоумышленников такие методы работы привлекают, так как сложно установить личность виновного. 

 

Телефонное мошенничество - это методы вымогательства денег с использованием телефонной связи, как мобильной, так и стационарной. Это могут быть телефонные звонки или sms-сообщение такого характера, которые вынуждают потерпевшего перечислить средства. 

Мошенничество через СМС состоит в том, что в сообщении отправляют информацию, нацеленную на то, чтобы вынудить жертву отправить деньги на счета, на телефон или перезвонить на незнакомый номер.

Призыв о помощи от родственника

Мошенники рассылают сообщения типа: «Мама, я в полиции», «Я сбил человека, меня арестовали», «Мне срочно нужна твоя помощь» и т.д. Иногда в тексте прямо просят перечислить деньги на какой-либо счет. Если этого нет, то мошенники рассчитывают, что жертва перезвонит. Результатом такого звонка могут быть вымогательство уже в телефонном режиме, снятие денег со счета телефона и т.д.

Блокировка платежной карты

Жертве на телефон приходит СМС типа: «Ваша карта в банке «Х» заблокирована. Перезвоните по указанному телефону». Если собственник номера реагирует и перезванивает, варианта исхода два. Первый - уже во время телефонного звонка спишутся все доступные средства со счета. Второй - телефонный мошенник представится сотрудником банка и предложит уточнить данные карты (номер, срок действия и код CV2). После получения такой информации с карты списывают все доступные средства.

Выигрыши в розыгрышах

В сообщениях приходит информация, что абонент стал победителем какого-либо конкурса или розыгрыша, но для получения приза необходимо перезвонить по указанному в смс номеру или перевести небольшую сумму денежных средств на указанные реквизиты. 

Требование погасить кредит 

Жертве в виде смс приходит требование срочно погасить просроченную задолженность, иногда указывают сразу реквизиты. Жертва, у которой действительно есть кредит, может в спешке перечислить средства. Если же кредит отсутствует, человек звонит и выясняет причину получения сообщения, а во время звонка списывают все средства со счета телефона.

Требование вернуть ошибочный перевод 

Мошенники в смс сообщают абоненту, что на его телефон или карточный счет были ошибочно перечислены средства. Их, как правило, просят вернуть, пополнив счет телефона. Указывают обычно небольшие суммы, рассчитывая на то, что абонент не станет проверять свой счет, а просто перечислит средства.

Приведенный перечень примеров смс-мошенничества не является исчерпывающим. Большинство из них рассчитано на то, чтобы жертва под влиянием эмоций совершила обратный звонок.

При получении сообщения подобного характера необходимо в первую очередь оценить реальность информации. Например, подумать, где мог бы находиться якобы попавший в беду родственник, открывались ли когда-нибудь счета в банке, карта которого будто бы заблокирована, и т.д. Обратите внимание на номер отправителя. Мошенники часто используют номера, похожие на номер возможного реального отправителя. Например, в коротком номере банка может быть изменена одна цифра. Если получатель решил перезвонить, то на счету к списанию должна быть доступна минимальная сумма.

 Чаще всего люди, которые потеряли сравнительно небольшие суммы, не обращаются в полицию, особенно если сумма потери 100 или 200 рублей. Оценив размер ущерба, усилия на их возможный возврат и время, которое на это будет потрачено, они просто стараются забыть неприятный случай.

Куда обращаться, если вас обманули?

Если абонент понял, что стал жертвой телефонного мошенничества посредством смс, необходимо обратиться в сервисный центр оператора телефонной сети. Сделать это необходимо в кратчайшие сроки. Сразу после звонка необходимо обратиться на «Горячую линию» оператора, а потом лично написать заявление в офисе компании. Но оператор может вернуть средства только при условии, что телефонный номер мошенника также относится к их сети. 

Необходимо написать заявление о мошенничестве в полицию. Строгой формы заявления  нет, но оно обязательно должно содержать следующую информацию: наименование полицейского участка и ФИО руководителя; ФИО пострадавшего, его паспортные данные, адрес проживания и контактный телефон; дату и время поступления смс от мошенников; номер, с которого пришло сообщение; полный текст сообщения; описание осуществленных действий абонента (перезвонил, перевел средства и т.д.); размер полученного ущерба. На заявление в полиции должны дать ответ в течение десяти дней. Результатом станет возбуждение уголовного дела или отказ в его возбуждении. Во втором случае потерпевшему должен быть дан письменный ответ с указанием причины.

Не обошлось и в моей жизни без подобного случая. Однажды во время рабочего дня, когда не было времени толком изучить сообщение, я получила смс о том, что девушка случайно перевела на мой счет 100 рублей. Я поверила и вернула сумму. Было это достаточно давно, а информацию о таком виде обмана я не изучала. Конечно, позднее я снова прочла то, что мне прислали, и обнаружила, что сообщение о зачислении средств на мой счет пришло с обычного мобильного телефона, а не с номера сервисной службы оператора. Расстроилась ли я? Немного. Сумма невелика. Поразмыслив над случившимся, я сделала вывод о том, что нужно быть внимательнее. Надо было сообщить в полицию, но время было дороже... На это, кстати, и рассчитывают преступники. Для себя на тот момент я решила так: пусть это будет благотворительностью. А сколько было таких, как я?

Анна Ревенко.