35 лет чернобыльской трагедии: Борец с невидимой угрозой

Новости

26 апреля 1986 года в 1 час 23 минуты на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции произошел мощный химический взрыв. Он повлек за собой разрушение части реакторного блока и машинного зала. Последствия той страшной ночи отдаются зловещим эхом до сих пор.

Изначально территория заражения составляла 30 км. Воды реки Припять разнесли радиоактивные  вещества еще дальше. Поэтому спустя годы площадь заражения увеличилась.

Масштабы последствий катастрофы для людей и природы несоизмеримы ни с чем. По некоторым оценкам, только от рака, развившегося в результате полученной дозы радиации, умерли сотни тысяч людей. А пожарные и ликвидаторы, первыми приехавшие к эпицентру взрыва, испытали на себе все ужасы лучевой болезни.

Красносулинец Михаил Иванович Минеев участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Сегодня он поделился с «КВ» своими воспоминаниями.

В далеком 1986 году Михаил Иванович трудился машинистом экскаватора на строительном предприятии. На тот момент ему было 37 лет. Жизнь шла ровно и спокойно.

…Первомай был одним из любимых праздников в СССР. Торжественные шествия на городской площади, красные флаги, шары, счастливые лица. Минеев, как и многие красносулинцы, охотно и с удовольствием ходил на первомайские демонстрации. Именно в весенний солнечный день 1 мая Михаил узнал о Чернобыльской аварии.

— Новость о взрыве для меня не стала шокирующей, — рассказывает Михаил Иванович. — Мало ли что могло случиться. Нам подробности не докладывали. Народ находился в полном неведении.

Действительно, нам всегда кажется, что беда нас не коснется, обойдет стороной. Никто тогда по-настоящему не знал, что такое радиация и как надо защищаться от нее. Правительство молчало, СМИ не договаривали, по стране мирно шли майские торжества. Михаил Иванович даже не догадывался, что уже через год его призовут на помощь в ликвидации последствий чудовищной катастрофы.

По всей стране прошла мобилизация военнослужащих запаса. Первые ликвидаторы были отправлены на реактор уже в мае 1986 года. Михаил Минеев попал в призыв по Ростовской области весной 1987 года. Он и еще 18 местных жителей отправились на сборы в деревню Ковалевку. Там им выдали солдатскую форму и распределили по воинским частям.

— Мы не знали реалий, поэтому страшно не было. Да и выбора нам никто не предоставил. Надо — значит надо. Про смертельное воздействие радиации на человека, про риски загубить свое здоровье на всю жизнь тогда не говорили. Об этом мы узнали гораздо позже.

Родители Михаила Ивановича жили в Белой Калитве. Сообщение сына, что он отправляется на ликвидацию аварии на ЧАЭС, приняли спокойно. Все это походило на обычную командировку и на выполнение гражданского долга.

Рядовой Минеев прибыл в саперный батальон Ростовского полка, расположенный недалеко от деревни Петковщина. Жил в палаточном лагере. С первого дня послали на дезактивацию первого энергетического блока. Без работы саперы не сидели. Позже их подразделение перебазировалось в другую деревню, поближе к ЧАЭС, в 40 минутах езды на машине. Асфальт был постоянно мокрый, его непрерывно поливала водой техника, смывая радиоактивные осадки.

— В специальном бункере на высоте нескольких десятков метров мы получали задание от руководства, — говорит Михаил Иванович. — После этого мы переодевались в спецодежду, сапоги, на голову повязывали платок, а на лицо надевали обычную медицинскую маску. В таком обмундировании на лифте поднимались на крышу на высоту 40 метров и расчищали ее от радиоактивного мусора, обломков. Сбрасывать их за-прещалось. Мусор грузили в контейнеры и кранами спускали вниз. Позже контейнеры закапывали в так называемые могильники.

 По словам М.И. Минеева, у каждого при себе был дозиметр. После того как ликвидатор выбирал свою норму в 0,5 рентген, его спускали с крыши. По времени это могло составлять несколько минут. Через специальный вход человек заходил в баню, избавлялся от зараженной одежды, смывал с себя радиоактивную пыль.

В общей сложности Михаил Иванович пробыл в зоне заражения с мая по август.

После возвращения домой Михаил Иванович продолжил работать. Он и не подозревал, что радиация оставила след в организме. В результате получил вторую группу инвалидности в 1993 году.

За мужество и стойкость, за выполнение патриотического долга перед Родиной М.И. Минеев удостоен благодарности  как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, медали «За спасение погибавших» и других наград.

Каждый год 26 апреля чернобыльцы собираются у памятника ликвидаторам аварии, чтобы почтить память тех, кого больше нет с нами.

Сегодня из 233 красносулинцев, борцов с невидимым врагом, в живых остались 89 человек. Михаил Иванович продолжает общаться друзьями-чернобыльцами, с которыми свела его судьба.

Своим отцом и дедом гордятся его дети Елена и Роман и внучка Юлия.

На сегодняшний день зона отчуждения Припяти и Чернобыля — одна из самых радиоактивно загрязненных в мире. Она вызывает не только научный интерес для исследования радиационного фона в окружающей среде. Также с каждым годом растет интерес среди туристов. Многие хотят увидеть города, жизнь в которых в один миг остановилась. Мертвая земля еще несколько веков будет зоной отчуждения…

Екатерина Замулинская.

Красносулинский вестник
Добавить комментарий