Серия публикаций к 75-летию Великой Победы: Личность

Новости

Скоро мы будем отмечать очень значимую для нас дату — День Победы. Тогда, в сороковые, приближали ее не только те, кто бился с врагом на полях сражений, но и те, кто убирал хлеб, работал на заводах, в госпиталях… И даже те, кто учились в невыносимых условиях, чтобы стать достойной сменой погибшим на фронте.

Сегодня мы вспоминаем о женщине, которая начинала работать в медицине во время войны, санитаркой. За что была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». О которой и сегодня вспоминают очень тепло и по-доброму. Это Антонина Гаврииловна Данилевская.

Странно писать о событиях, таких далеких от нас. Тысяча девятьсот восемнадцатый год… Идет гражданская война. В схватке с белогвардейцами в Азовском море погибает кубанский казак, партизан Гавриил Таран. А немногим позже в Краснодарском крае, в деревне Новодеревянковской Каневского района на свет появляется его дочь — Ефросинья Гаврииловна. Но это, конечно же, позже станут называть ее по имени-отчеству. А пока растет маленькая, белокурая, голубоглазая девочка. Растет в любви, ласке окружающих ее людей. Любит петь, танцевать. И немудрено: дедушка Алексей Данилович Сокол играл на флейте, кларнете, выступал в народном театре и руководил духовым оркестром при сельсовете… И все это — деревенская жизнь! Фрося, помимо музыкальных, художественных, певческих способностей, оказалась очень любознательной и не по годам серьезной по отношению к школьным предметам. А еще была у нее очень рано проявившаяся особенность — она просто обожала лечить всех, кто ее окружал: родных, близких, кошек, собак… А начинала с кукол. Пристрастие это было очень ярко выражено. Но вот реализовала она его во взрослой жизни не сразу.

Окончив дома восьмилетку, поехала в Ростов-на-Дону поступать в педучилище. Предметы давались легко: психология, педагогика, музыкальные занятия, хореография… Все то, что было близко, все то, что окружало ее с детства. Очень многое дала ей большая дружная семья с правильной народной мудростью в воспитании детей.

Педагогическая практика проходила в детских садах. И ее занятия были признаны лучшими. В 1937 году Фросе вручили диплом с отличием по специальности «Педагог». И даже пригласили работать в элитный детский сад, где она проходила практику. В детский сад треста ресторанов и кафе, имевший очень хорошую материальную базу. Дети свою новую воспитательницу просто обожали, называя ее «мамочкой»! И все было просто замечательно. Позади остались пять лет работы. Но вот та «программа», заложенная, судя по всему, еще до рождения, давала о себе знать. Очень сильно хотелось стать врачом. А так как, ставя цель, привыкла ее добиваться, Фрося стала готовиться к поступлению в медицинский институт… Но произошло событие, которое резко изменило жизнь не только  нашей героини, но и всего народа, — война.

…Вскоре Ростов начали бомбить. Детский сад был закрыт, пришлось вернуться домой, к родным. И с ноября 1941 года она работала санитаркой в деревенской больнице. Ее родная Новодеревянковская, к счастью, немцами занята не была, но фронт проходил рядом. Так что раненых в госпитале было много. Именно там произошел случай, утвердивший Ефросинью в желании выбрать профессию медика, когда не смогли спасти красивого 18-летнего парня.

Там же, в родной деревне произошло  и другое важное событие в ее жизни — знакомство с будущим мужем Пантелеем Данилевским. И, несмотря на тяжелую работу санитарки, на то, что уже ждала ребенка, она продолжала упорно идти к своей мечте стать врачом — готовилась к поступлению. А вот сделать это смогла только в августе 1944 года, поступив в Ростовский государственный медицинский институт.

Это мы сейчас стали требовательными к комфорту. А студенты тех лет учились в полуразрушенном здании, которое как-то пытались отапливать буржуйками. На лекциях вместо парт, стульев были дверные рамы, уложенные на кирпичи. Ручки для письма — палочки с привязанными перьями, чернила — варево из ягод бузины.

А для анатомички, без которой не обойтись, не только сами покупали в складчину труп из морга, но и сами его доставляли. И — постоянное чувство голода. Суп, который варила себе молодая женщина, состоял из небольшого количества вермишели, пережаренного масла и соли. Огромная радость, если получала какие-то маленькие продуктовые передачи из родных мест.

А еще — тоска по дочке Томочке, которая осталась с родными. Позже она заберет ее к себе. И устроит в детский сад №16, где подрабатывала после занятий. Да-да, именно в тот детский сад, где работала раньше и где ее так ценили.

На пятом курсе — новая преграда, которую нужно было преодолевать. После перенесенного тифа наступила частичная парализация ноги. На ее заявление о предоставлении академического отпуска декан факультета возразил, посчитав, что с ее сильным характером она преодолеет и эту ступень. Так и произошло: свой диплом врача получала вместе со всеми одногруппниками. А далее — направление от обл-здравотдела на работу в Красный Сулин. Очень интересная деталь: в горздравотдел с вокзала Красного Сулина Ефросинья Гаврииловна со своей семьей ехала на телеге, запряженной парой лошадей. Работала она и в терапии, и хирургом на приеме. Но все-таки выбирает гинекологию. Проходит специализацию при Ростовском мединституте, на кафедре акушерства и гинекологии. Начинала свою работу гинекологом в амбулатории СМЗ, потом — стационар гинекологического отделения, врач скорой помощи. С 1957 года и до выхода на пенсию — заведующая женской консультацией.

Поражает многогранность этой личности. Она писала картины маслом, делала инкрустации на шелке, занималась скульптурой, очень любила театр… Судьба дала ей много возможностей, но прийти к ним можно было через огромные тернии. И только благодаря своему упорству, огромной силе воли она смогла преодолеть их все. А еще — благодаря той любви и взаимовыручке, которые царили в их многонациональной семье, где с русской кровью слились польская, греческая и грузинская.

Антонина Гаврииловна прожила долгие 90 лет. Годы, полные потрясений, упорства, преодоления, но и любви, а в конечном итоге победы над собой, над жизненными обстоятельствами. Она стала известным и любимым в городе врачом, которого добрым словом вспоминают до сих пор.

И еще одна немаловажная деталь. Именно здесь, в Красном Сулине, совершенно не прижилось ее имя, которое останется с этого момента только в паспортных данных. Возможно, потому, что была она небольшой, хрупкой, и имя Ефросинья скорее подходило к женщинам типа Вассы Железновой. А от имени Тоня так и веяло лаской и теплотой…

______________________

P.S.: Бывают же в жизни такие случаи, которые можно назвать «подарком судьбы». Когда материал был уже написан, к нам в редакцию со своими личными проблемами обратилась Тамара Николаевна Ковалева. Оказалось, что она более 40 лет работала фельдшером и очень хорошо знала А.Г. Данилевскую. И ее воспоминания, реальные воспоминания человека из той жизни, дорогого стоят:

— Антонина Гаврииловна могла быть разной: и мягкой, и волевой. Помню, как жил у нее дома ежик, которому создали природные условия: сделали загородку, земли насыпали. Ухаживали за ним, любили. И когда он заболел, Антонина Гаврииловна так переживала, что даже обращалась к хирургу, просила помочь в лечении (вот она, детская потребность лечить всех, никуда не делась!).

А в другой раз проявилась еще одна ее черта. Приехали на конференцию, а в гостинице не оказалось мест, хотя их бронировали заранее. Тогда подошла Данилевская к стойке администратора и, четко выговаривая каждое слово, произнесла: «Нас здесь трое сотрудников из Красного Сулина. Мы не будем возражать, если вы предоставите нам один номер на троих». Их оформили тут же, беспрекословно. И еще: она никогда не покидала рабочего места, пока не примет всех пациентов.

Одно могу сказать: это была очень хорошая женщина! И ее очень любили!

Лидия Егорова на основе архивных материалов, предоставленных Тамарой Пантелеевной Данилевской, дочерью героини.




Красносулинский вестник
Добавить комментарий